НОВИНКА. Гладилки для гравюр меццо-тинто
НОВИНКА. Гладилки для гравюр меццо-тинто
Гладилка
Инструмент из стали, который используется для работы над гравюрами меццо-тинто. Гладилкой выравнивают шероховатости на доске, в местах, которые соответствуют светлым или полутоновым местам гравюры. Это инструмент в виде стержня, отполированного на конце. Конец гладилки имеет форму лопатки или конуса, а также может быть овальным в сечении. Шабер-гладилка – второй по важности офортный инструмент. Шабериспользуется для выглаживания от черного к белому в технике меццо-тинто или когда тон офорта слишком насыщен, а также при обработке фацетов. Шабер имеет форму трехгранника , остро заточенного на конус и насаженного на ручку. Часто шабер совмещается с гладилкой. Гладилка служит для фрагментарной шлифовки металла.
Черная манера (меццо-тинто) была изобретена в процессе поиска новых, более совершенных способов репродуцирования произведений искусства. Принципиальное отличие меццо-тинто от других манер углубленной печати состоит в том, что создание изображения на печатной форме происходит не путем нанесения на нее углубленных штрихов, точек и царапин, а путем высветления рисунка на зерненой поверхности печатной формы, которая дает при печати глубокий бархатистый и сочный тон. Художник рисует не черным по белому, а белым по темному, высветляя в разной степени участки темной поверхности, создавая тем самым необычайно тонкие и очень разнообразные градации тона. Высветление производится как шабером (срезая верхушки зерненой поверхности), так и гладилкой (заминая острые вершины шероховатого металла).
Характерным внешним признаком меццо-тинто является глубокий бархатистый тон в темных местах гравюры. В светлых (не чисто белых) участках тон набирается разными по интенсивности точками, расположение которых зависит от инструмента, применяемого при зернении металла. Самое качественное зернение дает работа качалкой (гранильником). Частота гранильных вершин — 3-4 точки на погонный миллиметр поверхности.
В результате поверхность доски приобретает однородную зернистую фактуру, состоящую из мелких углублений и острых вершин между ними. Отличительные признаки гравюрымеццо-тинто выражаются в особой плавности границ изображенияПодробнее >>, в мягких тональных переходах от темного к светлому и в своеобразной зернистости изображения. Помимо зернения доски качалкой, существуют и другие способы, менее трудоемкие, но не выдерживающие никакого сравнения с подлинной черной манерой. К работе в манере меццо-тинто печатную форму подготавливают химическим способом, то есть с применением травления. Средней зернистости акватинту глубоко протравливают, а затем, после промывки, протравливают еще мелкой акватинтой. Оттиск с такой доски внешне выглядит как меццо-тинто с применением качалки, однако при более внимательном рассмотрении можно заметить, что характер зерна в светлых местах выдает чистую акватинту. Светлые точки на темном фоне получены в результате появления протравленных участков доски вокруг капелек канифоли, которые препятствюут травлению. Напротив, светлые места в меццо-тинто, получающиеся с применением качалки для зернения доски, представляют собой поверхности, покрытые частыми мелкими черными точками на белом фоне. Акватинта, выглаженная и выбранная гладилкой и шабером, имеет недостаточно глубокий тон в темных местах, в ней отсутствует так характерная для классической черной манеры бархатистость слоя краски.
К работе в манере меццо-тинто печатную форму подготавливают, используя изобразительные возможности травлёного штриха. Пластину из меди, цинка грунтуют твердым лаком, после чего ее необходимо закоптить и заштриховать частыми штрихами по линейке в четырех направлениях (вертикально, горизонтально, под углом 45о слева направо и справа налево). Полученную мелкую сетку из тонких и частых штрихов протравливают на хорошую глубину, которая при печати дает глубокий черный тон и рельеф красочного слоя. После высветления тоновых градаций шабером и гладилкой при оттиске получается фактура, созданная пересечением тонких черных линий, очень хорошо заметных на светло-серых участках гравюры. Именно по этим тонким штрихам, расположенным в определенном порядке, и определяется данный метод подготовки печатной формы к работе в манере меццо-тинто.
Информация с сайта http://mesherskiy.ru